ВЫПУСКНАЯ СИСТЕМА

Выпускная система – один из важнейших элементов конструкции авто, который предназначен для вывода отработанных газов из цилиндров и их охлаждения. Также именно система выпуска газов, нередко также называющаяся выхлопная система, отвечает за снижение уровня токсичности и шума.

В конструкцию данной системы входит множество различных устройств, таких как:

  • Выпускной коллектор
  • Каталитический нейтрализатор
  • Трубы, соединяющие основные элементы
  • Глушитель
  • Фильтр (очищающий от сажи – используется на дизельных двигателях)

выпускная система

Выпускная система, включая все её элементы, установлена под днищем транспорта.

Выпускной коллектор – устройство, основной задачей которого является отвод отработавших газов. Дополнительная функция – продув цилиндров. Коллектор может быть различных форм и размеров, но именно от этого параметра зависит колебательных процесс газов в системе, а соответственно, от него же будет меняться мощность, а также крутящий момент двигателя. Ведь колебательный процесс отработавших газов, который проходит в выхлопной системе, обязательно должен соответствовать аналогичному процессу топливно-воздушной смеси в системе впуска.

Выпускной коллектор должен выдерживать постоянное воздействие высоких температур, а потому оптимальным материалом для его создания является чугун – прочный и устойчивый к теплу и жару. Труба глушителя устанавливается непосредственно на коллектор.

Двигатель постоянно вибрирует, и чтобы защитить элементы системы выпуска газов, используется сильфон – муфта, изолирующая конструкцию от любых вибраций. Это металлический шланг, достаточно гибкий, который защищен прочной оболочкой из стали.

Каталитический нейтрализатор – элемент, который используется для сокращения уровня концентрации негативных веществ, содержащихся в отработавших газах. Чаще всего данную деталь называют катализатором – в различных автомобилях конструкция, форма и место установки подобного элемента может существенно отличаться. Так, наиболее популярным вариантом являются трехкомпонентные каталитические нейтрализаторы. Они защищают от трех видов вредных веществ, таких как: оксид азота и углерода, а также несгоревшие углеводороды.

Сажевый фильтр – элемент, устанавливающийся на дизельных двигателях, благодаря чему значительно сокращается количество сажи, которое поступает в атмосферу. В некоторых случаях катализатор в системе выпуска отработавших газов может быть объединен с сажевым фильтром.

На современных моделях транспорта используется не только выпускная система, но и прочие конструкции, обеспечивающие экологическую безопасность:

  • Система улавливания паров бензина
  • Вентиляция картера
  • Рециркуляция газов.

 

Кислородный датчик необходим для оценки уровня кислорода в отработавших газах – это позволяет контролировать состав топливно-воздушной смеси. Несмотря на то, что эта деталь установлена в выхлопной системе, она относится к системе управления двигателем.

На автомобилях, выпускающихся на данный момент, как правило, устанавливаются одновременно два датчика кислорода – один перед катализатором, а второй – непосредственно за ним. Помимо этого могут также использоваться иные датчики, которые также расположены во впускной системе: датчик, контролирующий температуру, а также уровень оксида азота.

Глушитель – элемент, функции которого полностью соответствуют названию. Он позволяет снизить уровень шума, а также преобразовать энергию отработавших газов. Конструкция этой детали состоит из основного и предварительного глушителя (резонатора). Процесс наложения звуковых волн, изменение объема и направления отработавших газов и их последующее поглощение – все это позволяет снизить уровень шума в глушителе.

Возможно использование прямоточных глушителей, позволяющих увеличить мощность двигателя – такой вариант актуален для спортивных автомобилей. Также подобный вариант может быть элемент тюнинга.