СИСТЕМА СМАЗКИ
Система смазки, также нередко именуемая смазочная система, используется для обеспечения долговечной работы двигателя. Именно она позволяет снизить трение между соприкасающимися деталями, к тому же, с её помощью обеспечивается нужное охлаждение, элементы конструкции защищаются от коррозии, а продукты нагара своевременно удаляются.
Состоит данная система из поддона картера, оборудованного маслозаборником, насоса, фильтра и радиатора для масла, которые соединяются при помощи различных каналов и магистралей.
Поддон картера – элемент, необходимый для хранения масла. Специальный щуп, а также датчики температуры и уровня контролируют количество масла. Закачивается оно в систему при помощи специального насоса, который привод в действие один из валов: коленчатого, распределительного или приводного. Самым распространенным вариантом являются насосы шестеренчатого типа.
Масло необходимо регулярно очищать, а потому для этой цели используется специальный фильтр. Важно своевременно обновлять элемент, который отвечает за фильтрацию – делается это в момент замены масла.
Радиатор необходим для того, чтобы охладить масло до требующейся температуры. Для этой цели система охлаждения запускает поток жидкости.
Для регуляции давления используется датчик – он расположен в масляной магистрали. Сигнал о возможных нарушениях и сбоях будет подан на соответствующую лампу, на приборную панель. При необходимости также возможна установка указателя давления.
Датчик давления важен еще и потому, что именно с его помощью будет проведено своевременно отключение двигателя, если уровень масла сократится до критической отметки. Именно поэтому данный элемент включает в себя система управления двигателем.
На автомобилях, выпускающихся на текущий момент, установлен специальный датчик уровня масла, которые соединен с сигнальной лампой на приборной панели. Также может быть установлен дополнительный датчик, контролирующий температуру масла.
В системе – на насосе и фильтре, расположены специальные редукционные клапаны, который необходимы для того, чтобы поддерживать рабочее давление на постоянном уровне. Количество перепускных клапанов может быть различным и зависит от особенностей системы.
Система смазки: принцип действия
Система смазки может быть представлена в различных вариациях, но самым распространенным вариантом является комбинированная конструкция. В данном случае определенная часть элементов смазывается при помощи разбрызгивания, а другая – под воздействием давления.
Смазка двигателя – непрерывный цикл. Принцип действия заключается в следующем: насос закачивает масло, после чего оно поступает в фильтр, очищающий его от всевозможных примесей и продуктов нагара. После этого масло поступает к подшипникам коленчатого вала – как коренным, так и шатунным, а также опорам распределительного вала и верхней части опоры шатуна, которая необходима для обеспечения смазки поршневого пальца.
В нижней части опоры шатуна существуют специальные отверстия – через них масло и поступает на цилиндр. Для этой цели также могут использоваться форсунки.
Оставшиеся элементы смазываются при помощи разбрызгивания – масло поступает в соответствующие отверстия, после чего движущиеся детали газораспределительного и шатунно-кривошипного механизма разбрызгивают их. В этот момент образуется туман из масла, благодаря чему и обеспечивается смазка деталей. Оставшееся масло постепенно стекает в поддон и после этого процесс повторяется снова.
На спортивных авто применяется несколько иная система смазки – с сухим катетером. Масло в данном случае закачивается при помощи насоса, а до этого момента оно хранится отдельно в специальном баке. Название сухой картер обусловлено тем, что картер двигателя находится без масла. Преимущество данной конструкции заключается в том, что она эффективно работает в любом режиме, вне зависимости от того, какое количество масла содержится в картере на текущий момент, и в каком положении находится маслозаборник.