Авто без растаможки в Украине конфисковывают
Ездить по стране на автомобилях с иностранными номерами теперь разрешено не более 20-ти дней.
Работники таможенных служб производят конфискацию машин у украинцев с иностранными номерами в случае, если авто находится в стране более 20 дней. Ранее было разрешено ездить на авто с номерами других стран целый год. Но Государственная таможенная служба 5 марта этого года внесла изменения в понятие «коммерческий автомобиль» и официально сократила время возможности пребывания таких машин на территории Украины.
В чем же смысл? Сейчас покупка авто из Европы очень выгодна. Например, подержанную польскую иномарку можно приобрести за 2—3 тыс. евро. Продавцы авторынка в Киеве говорят, что у них после растаможки стоимость такого авто будет минимум 8 тыс. евро. Поскольку зарегистрировать машину на себя в Европе украинцы не могут, им приходиться искать способ обойти закон. «Раньше как было: откроешь фирму в какой-нибудь стране ЕС. Легче всего это сделать в Польше, Литве или Чехии, причем оформление ЧП может стоить всего 200 евро. Производишь оформление машины на фирму, и получаешь возможность ездить на ней по территории Украины целый год. Нужно только раз в год съездить в любую страну ЕС и отметиться на границе. И растаможка машины не нужна», — рассказал Юрий, сотрудник компании-посредника в Украине, помогающей открывать для таких целей фирмы в ЕС. После чего, по его словам, эта фирма может за умеренную плату оформить украинцев, которые купили машины за границей, но не горят желанием их растаможить, как своих работников. После такого оформления новые «работники» тоже имели возможность ездить по Украине на «служебных» авто целый год, время от времени пересекая границу с той страной, в которой они «работают». По словам Юрия, такую схему использовали тысячи украинцев по всей стране.
Что изменилось? Раньше, согласно украинскому законодательству, служебными считались иностранные машины, которые использовали как в коммерческих, так и в личных целях. Согласно новых правил, расписанных в письме Гостаможслужбы, возможность ездить год на служебных иностранных автомобилях есть только у владельцев или соучредителей заграничных фирм, и они могут это делать только в личных целях. То есть нужно допустим открыть фирму в Литве, например. Но на работников таких фирм это правило перестало распространяться, так же, как и на машины, которые были ввезены в страну именно для работы. «Для автомобилей, ввезенных в коммерческих целях (для того чтобы перевезти товары или людей), а также для машин представителей иностранных фирм, сроки пребывания в Украине были сокращены до 20 дней», — объясняется на горячей линии Министерства доходов и сборов.
Какое наказание? В письме Гостаможслужбы указано, что в случае нарушения новых норм нужно будет заплатить штраф. В случае отказа от оплаты — авто будет конфисковано. «Я пересек украинско-польскую границу 6 марта. Мне о новых правилах никто не сообщил. А через три недели я получил письмо от Таможенной службы, в котором требовалось растаможить моё авто и уплатить штраф, размером в 8500 грн. Я, конечно же, отказался. Мою машину конфисковали. На данный момент сужусь», — рассказал нам сотрудник одной из литовских фирм Андрей. «У меня хотели конфисковывать авто. Но я предусмотрительно поставил ее на СТО, сказав на таможне, что у меня не было возможности выехать вовремя. Потом меня предупредили на границе, что я обязан выехать через 20 дней», — рассказывает нам представитель польской фирмы. «Согласно нормам Таможенного кодекса, сроки пребывания коммерческой машины в Украине продлить можно. Вернее всего поступить так, как люди, якобы загоняющие свое авто на СТО. Также можно взять больничный или лечь в больницу. Под предлогом, что якобы болел, в связи с чем не мог сесть за руль, потому вовремя не уехал», — просветил нас юрист Алексей Постовой.
«Правильно делают, что штрафуют»
Сотрудники контактцентра Министерства доходов и сборов заявили, что таможенники, которые конфискуют автомобиль с иностранными номерами, поступают правильно. «При въезде на границу нужно предупреждать, что изменились правила ввоза иностранных авто в Украину. Если человек не успеет вовремя покинуть страну, ему будет предложена уплата пени в размере 10 необлагаемых налогом доходных минимумов, то есть 170 грн в день, и растаможивание авто. В случае отказа придется уплатить штраф или же машина будет конфискована», — рассказала Анна Гнитецкая, сотрудница контактцентра.
Таможенники не перестают удивляться: «Новые правила вот уже несколько месяцев как вступили в силу, а владельцы по-прежнему почему-то не в курсе».
Заграничный опыт: «проверки — лучше»
А вот наши польские соседи приняли решение не ограничивать срок пребывания коммерческих машин. Налоговики совместно с таможенниками устроили проверки владельцев и соучредителей фирм (в том числе и украинцев), массово регистрирующих там служебные авто (иногда даже по 150 машин на одну компанию). Согласно информации польских СМИ, для этого послужило поводом массовое пересечение, по большей части нашими соотечественниками границы на коммерческих машинах с польскими номерами (только за 2012-й через три пункта пропуска в Подкарпатском воеводстве таких авто проехало 2,2 млн). «Собственно и документов для регистрации таких машин стали требовать больше. Раньше хватало только визы, загранпаспорта и справки о несудимости, а теперь необходимо ещё предоставить определенное разрешение на пребывание в стране», — рассказал нам соучредитель одной из польских компаний, украинец Александр. «Очень много украинцев просили поляков, чтобы те устроили их к себе на работу. После чего покупали авто в Польше и могли свободно ездить в Украине целый год, не растаможивая. Теперь эту лавочку прикрыли, ограничив сроки всего до 20 дней. По-видимому, теперь украинцы станут просить иностранцев, чтобы те сделали их соучредителями. Но вряд ли на это кто-нибудь пойдет. Остается только открыть свою фирму или каждые 20 дней ездить в ЕС», — утверждает литовский частный предприниматель Александр. А вот сотрудники польских фирм, ездивших на служебных машинах к родственникам в Украину, собираются просто пересесть на общественный транспорт. «Проверки как в Польше лучше, чем ограничение сроков пребывания. Могу теперь ездить к родным во Львов только раз в полгода на автобусе, а не каждый месяц на своем автомобиле, как это было раньше. Большое «Спасибо» нашим таможенникам», — пожаловался Любомир из Львова, работающий дальнобойщиком во Вроцлаве.