ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА

Тормозная система – один из главных элементов, необходимых для контроля скорости с которой движется авто и его остановки в нужный момент, а также удержания на месте. Для этого применяется сила между дорогой и колесами. Создается тормозная сила различными способами – это может быть и двигатель, и электрический или же гидравлический тормоз в трансмиссии, и колесный тормозной механизм.

Тормозные системы могут быть трех видов:

  • Стояночная
  • Рабочая
  • Запасная

тормозная система

Стояночная необходима для того, чтоб машина оставалась на одном месте длительный период времени. Рабочая – является основной и именно с её помощью снижается скорость и обеспечивается остановка авто. Запасная же система необходима на тот случай, если рабочая выйдет из строя, а потому функции ее такие же. Это может быть как автономная конструкция, либо же часть основной системы – один из контуров привода.

Тормозную систему можно отнести к категории средств активной безопасности авто – именно она является одним из главных элементов. При этом как на легковых машинах, так и на грузовиках, могут быть установлены различные конструкции, использование которых позволяет значительно повысить эффективность действия тормозной системы: усилители тормозов и экстренного торможения, система антиблокировки.

 

Устройство тормозной системы – тормозной привод и механизм

Тормозной механизм создает тормозной момент, который важен как для полной остановки авто, так и для замедления движения. Чаще всего используются фрикционные механизмы, основанные на силе трения. Рабочая система находится в ведущем колесе, а вот механизм стояночной системы может находиться и за раздаточной коробкой и за коробкой передач.

Тормозной механизм бывает двух видов: дисковый и барабанный – это зависит от конструкции фрикционный части. Состоит он из неподвижной и вращающейся части. Последняя представлена специальным барабаном, а неподвижная – лентами или же колодками.

Тормозной диск – основа вращающейся части механизма, а тормозные колодки – соответственно неподвижной. Дисковые тормозные механизмы повсеместно используются в нынешних авто, устанавливаясь как на передней, так и на задней оси. Состоит такой механизм из неподвижной части – колодок, и вращающегося диска.

Суппорт крепится на специальный кронштейн. В его пазах находятся цилиндры – их основная функция заключается в прижатии колодок к тормозному диску в момент торможения.

В момент торможения диск довольно сильно нагревается, а потому без дополнительного охлаждения не обойтись. Для этой цели на тормозной диск направляется поток воздуха. Распространены конструкции вентилируемых дисков, дополненные отверстиями по всей поверхности элемента. Это обеспечивает более эффективный отход тепла. На спортивных авто, в которых вопрос своевременного и моментального торможения становится главным вопросом безопасности, устанавливаются керамические диски, отличающиеся повышенной стойкостью к перегреву.

Специальные пружинные элементы позволяют прикрепить колодки к суппорту. При этом они дополнены специальными фрикционными накладками, а также оборудованы датчиком износа, сообщающим о необходимости их замены в нужный момент.

Тормозной привод – конструкция, которая используется для управления тормозными механизмами. Данная система может быть представлена в нескольких различных вариациях:

  • Электрический
  • Пневматический
  • Гидравлический
  • Механический
  • Комбинированный.

Конструкция механического привода отличается тем, что она применяется в стояночной системе. Состоит он из рычагов, тросов, а также тяг, которые соединяют рычаг стояночного тормоза с задними колесами. При помощи механического привода включается рычаги привода и привода колонок, уравнитель тросов, а также тросы, наконечники которых регулируются.

Некоторые авто оборудованы стояночными тормозами с ножными приводами, а соответственно, именно ножная педаль запускает систему. Но наиболее распространенным вариантом является электромеханический стояночный тормоз, который работает при помощи электропривода – на современных автомобилях устанавливается именно такая система.

Гидравлический привод соединяется с тормозной системой при помощи основного привода. При этом он состоит из педали, тормозного усилителя, а также главного цилиндра, колесных цилиндров, трубопроводов и шлангов. Тормозная педаль необходима для того, чтобы передать усилие на тормозной цилиндр. Усилитель же обеспечивает дополнительную нагрузку, передающуюся от тормозной педали. Самым распространенным вариантом является вакуумный усилитель тормозов – эффективный и удобный.

Главный тормозной цилиндр – элемент системы, который необходим для поступления тормозной жидкости к цилиндрам, ведь именно он создает нужное давление. На текущий момент более распространенный сдвоенный вариант, который также нередко называется тандемным – с его помощью создается давление одновременно для двух контуров. Расширительный бачок расположен прямо над ним – это система, которая восполняет тормозную жидкость, если по каким-то причинам её количество перестает соответствовать норме.

Колесный цилиндр – деталь, благодаря которой и работает система торможения, ведь именно с его помощью колодки в нужный момент прижимаются к диску.

Эффективная работа тормозных функций возможна лишь в том случае, если детали гидропривода установлены на независимые контуры. Соответственно, когда один из них выходит из строя, его функции и задачи успешно берет на себя другой. Каждый из контуров может как выполнять автономные функции, так и повторять работу друг друга, как полностью, так и частично. Самым практичным решением является тот тип схемы, в котором контуры установлены по диагонали.

Гидравлический тормозной привод может включать в себя следующие системы:

  • Распределения тормозных усилий
  • Блокировка дифференциала
  • Усиление экстренного торможения
  • Антиблокировочная система тормозов.

 

Пневматический привод используется не на легковых, а грузовых автомобилях. А вот комбинированный сочетает в себе функции и возможности различных типов привода, как к примеру, одновременно и электрический, и пневматический вариант привода.

 

Тормозная система: принцип работы

 

То, как работает тормозная система можно понять, рассмотрев функциональность гидравлической системы.

Для торможения водитель нажимает на соответствующую педаль, нагрузка поступает на усилитель, а уже он воздействует на цилиндр тормоза с нужной силой. В этот момент при помощи поршня нагнетается жидкость, поступающая к колесным цилиндрам через трубопроводы. Давление в этот момент увеличивается, а поршни колесных цилиндров прижимают колодки к тормозному диску.

Если продолжить жать на педаль, то давление усилиться и механизм торможения начнет работать – колеса начнут вращаться медленнее, на шины будет действовать тормозная сила. Чем сильнее нажатие на педаль, тем быстрее и эффективнее выполняется торможение. Средний уровень давления жидкости в этот момент составляет около 10-15 МПа.

Как только педаль опущена, она приходит в обычное положение, как и поршни тормозного цилиндра. При помощи пружин колодки отводятся от барабанов, а жидкость возвращается в тормозной цилиндр, так как уровень давления падает.

Повысить эффективность тормозной системы можно при помощи систем активной безопасности автомобиля.